Почему мы любим Родину?

 

Мяжуе з Польшчай, Украінай,

Расіяй, Латвіяй, Літвой.

Твой родны край, твая Айчына–

Жыццё тваё і гонар твой.

І ты яе запомні імя,

Як неба, сонца і зару.

Твая зямля, твая радзіма

Названа светла –

Бе-ла-русь!

                           Юрась Цвірка

 

            Для менталитета многих народов свойственно рассмотрение Родины как особой ценности, святыни, святого места. Отечество понимается как источник жизни и счастья, без которого человек не может существовать.         Основная функция Родины - материнская, рождающая. Изначально ее понимание связано с архетипом Великой Богини Матери или Матери-сырой земли, которая носит субстанциональный характер. Древнейший его пласт составляет архетип Матери - сырой земли, которая является единственным источником, рождающим все существующее. Необходимо подчеркнуть, что первоначально понятие «Мать-Земля» не нуждается в мужском начале, ее оплодотворяющем, представления об этом относятся к более позднему периоду. Миф о Матери-Земле есть у маори и туземных американских племен, Матери-Земле поклоняются бигахские племена в Сеони, в Индии. Платон называет землю Матерью и утверждает, что граждане «должны и поныне заботиться о стране, в которой живут, как о матери и кормилице, и защищать ее, если кто на нее нападет, а к другим гражданам относиться как к братьям, также порожденным землей». С образом матери Родину связывают в разных национальных культурах. Мы можем в качестве аргументов привести пословицы и поговорки, отражающие данный тезис.

         Анализ различных источников позволяет утверждать, что идея Родины как высшей сакральной ценности, предпочтительной всему иному, является одной из основополагающих в разных культурных системах. Также необходимо отметить, что использование потенциала категории «Родина» как ценности характерно практически для всех государств мира. Мы можем объективно прийти к выводу о том, что через категорию «Родина» преодолеваются идеологизация и политизация общественного бытия, создаются условия для неформального объединения человечества, сохранения его единства в многообразии, предотвращения национально-культурной изоляции и недопущения унификации личностей.

     Слово «родина» многие легко производят от слов «род», «рожать». Но у В. Даля на первом месте стоит написание «раждать» и тогда этимология уводит нас в направлении слов «радеть» (заботиться, опекать»), «рать», т.е. такие толкования ясно указывают на   попечительское и воинское начало. «Раж» как психическое состояние и «радость» из этого же смыслового гнезда. Такие психические состояния ассоциировались с кровью («руда»), с красным цветом (немецкий, английский и др. термины). Быт земледельческого народа не мог пройти мимо слов с такой мощной семантикой: «ратай» - это землепашец в некоторых говорах, а «орать» означает «пахать». Следовательно, первооснова слова «родина» связана с социальной активностью в таком ее аспекте, где есть противостоящее начало. Оно может быть положительным или отрицательным. Как положительное оно представляет внешний объект высокого статуса. Этот уровень до неба возносит славянское «радуга» - слово, сближенное с «родиной» еще В. Далем.

       Интересный факт: Борода – слово родственное «Родине». Доказано, что в волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому раньше мужчины всегда носили бороду.