Педагогический проект "Формирование социального поведения у воспитанников с расстройствами аутистического спектра посредств визуализации пространства"

Актуальность педагогического проекта:

        Специфические проявления и затруднения при аутистических нарушениях  вызывают необходимость использования, наряду с традиционными методами обучения, специфических методов обучения. Разработка и внедрение специфических методов обучения, позволит оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, повысить качество образования, эффективность коммуникации и продуктивность социального взаимодействия детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста.

         Профилактика и преодоление ограничений в социальном поведении, коммуникации и взаимодействии детей с аутистическими нарушениями предполагает владение учителем-дефектологом и воспитателем дошкольного образования основными приемами и средствами педагогического взаимодействия, что требует наличия соответствующего обеспечения, позволяющего реализовывать образовательный процесс на компетентностной основе, опираясь на компенсаторные возможности детей, осуществляя к ним дифференцированный подход с учетом уровня функциональности.

Цель:

 Разработать и апробировать приемы визуализации пространства для воспитанников с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста, способствующих формированию навыков социального поведения, определить их эффективность в образовательном процессе.

Задачи:

  • уточнить показатели социального развития (умения компенсаторного характера) воспитанников с расстройствами аутистического спектра;
  • определить условия эффективного внедрения приемов визуализации пространства в работу с воспитанниками с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста;
  • разработать и апробировать приемы визуальной поддержки для воспитанников с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования;
  • уточнить и дополнить содержание методических рекомендаций для педагогических работников учреждения дошкольного образования по использованию приемов визуализации пространства (учителей-дефектологов, воспитателей дошкольного образования, обеспечивающих воспитание и обучение воспитанников с расстройствами аутистического спектра);
  • определить эффективность использования визуализации пространства в обучении воспитанников с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста.

План-конспект занятия по образовательной области «Развитие речи» подгруппа № 2 (для детей с интеллектуальной недостаточностью, РАС)

План-конспект занятия по образовательной области  «Развитие речи» подгруппа № 2 (для детей с интеллектуальной недостаточностью, РАС) Дата: 31.10.2023 Тема: Продукты питания

Задачи:

- формировать представление о продуктах питания;

- уточнять и обогащать словарь по теме «продукты питания»;

- развивать умение показывать и называть основные продукты питания;

- развивать общую моторику и мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: зеркало, мяч, предметные картинки, рисунок-обводка «торт», карандаши.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Покажите какое у вас настроение! (С помощью жестов).

 

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

(Т. Сикачева). Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

 

Ребята, а теперь давайте улыбнемся друг другу. Потопаем, похлопаем, потянемся к солнышку и сядем за стол.

  1. Основная часть

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Ребята, посмотрите картинки и найдите, что здесь лишнее? Суп, сыр, каша, шкаф. (Шкаф– мебель, а на остальных картинках изображены не продукты)

Бутерброд,  грабли, пирог, сок. (Грабли – инструмент)

Игровое упражнение «Посмотри и назови»

Ребята, давайте вместе посмотрим картинки и назовём их.

Как все, что здесь изображено мы можем назвать одним словом? (Продукты).

Молодцы!

Объявление темы занятия

Сегодня мы будем говорить о продуктах!

А сейчас давай вместе посмотрим картинки и назовем их. (Просмотр картинок и называние их).

Подумай, почему человеку необходимо кушать? (В еде его сила, чтобы быть большим и сильным).

Вспомни, что вы ели сегодня на завтрак?

А как необходимо вести себя за столом? (За столом нужно не разговаривать, не торопиться, молча кушать)

Игра  с мячом «Посчитаем до 5»

(Развивать умение согласовывать числительные с существительными)

Одна котлета, две котлеты ….

Один сыр, два сыра, три сыра …

Один бутерброд, два бутерброда …

Одна каша, две каши, три каши …

 

Игра «Скажи ласково» (с мячом)

Я буду, бросать мяч, кому брошу, говорит ласково.

Хлеб – хлебушек

Сыр – сырок                            

Колбаса – колбаска

Масло – маслице

Сметана – сметанка

 А где мама покупает продукты? (В магазине). Ты помогаешь маме? (Да). Ходишь с мамой в магазин?

Физкультминутка «Как у котика» Как у котика усы  Показывает пальчиком.

Удивительной красы.

Глаза смелые, Показывает на глаза.

Зубки белые. Показывает на зубки.

Выйдет котя в огород - Шагает.

Всполошится весь народ. Машет руками.

И петух и курица  Подставляет к носу руку клювиком.

С деревенской улицы  Разводит руками.

Станут котю в гости звать, Машет к себе руками,

Станут котю угощать. Делает вид, будто едят

 

Игра «Съедобное  – несъедобное»

Ребята, я буду показывать картинки, если это съедобное, то мы хлопаем, а если несъедобное, то топаем.

 

 Развитие мелкой моторики «Обведи по точкам»

А теперь давайте вместе, аккуратно обведем торт по точкам.

  1. Итог занятия Ребята, вы молодцы! Вы отлично справились! Жду вас еще! До встречи.
свернуть

План-конспектов индивидуальных коррекционных занятий по «Формированию социального поведения» с Арсением А. группа: средняя (4-5 лет)

План-конспект индивидуального коррекционного занятия

по «Формированию социального поведения»

с Арсением А.

группа: средняя (4-5 лет) Дата: 05.12.2023

Тема: «Эмоции»

Задачи:

- формировать умение различать мимические выражения радости в реальной ситуации общения, на изображениях;

- продолжать формировать умение устанавливать зрительный контакт, чтобы начать взаимодействие;

-продолжать формировать умение выполнять традиционные коммуникативные ритуалы (приветствие, прощание).

Материал и оборудование: смайлик-улыбка, бусы, самолетик, аудиозапись.

Ход занятия

1.Организационный этап

- Арсений, здравствуй. Посмотри на меня. Кто это к нам пришел? Лана Анатольевна.

2.Актуализация знаний и умений

В кабинет заходит педагог-психолог и здоровается с Арсением при этом улыбается.

- Арсений, поздоровайся, помаши Лане Анатольевне.  

3.Этап формирования умений

Игровое упражнение «Эмоции»

Перед ребенком на столе лежит изображение эмоции «Радость» (смайлик- улыбка).

- Арсений, посмотри, улыбается, весело. Улыбнись.

4.Этап практикования умений

Игровое упражнение «Самолетик»

Педагог-психолог принесла с собой самолетик.

- Арсений, посмотри, что я принесла. Это самолетик.

Необходимо встать напротив ребенка примерно на расстоянии трех шагов и запустить в воздух самолетик. Когда, он взлетел, выразить радость с помощью соответствующих высказываний, интонации, мимики и жестов: например, улыбаясь, воскликнуть «Ура!» и похлопать в ладоши. Когда самолетик приземлиться, необходимо продолжать выражать радость, так, чтобы ребенок имел возможность имитировать действия. Затем, глядя на ребенка, произнести: «Весело!» Показываю смайлик-улыбку. Когда ребенок повторил действия, продолжаем игру.

Динамическая пауза «Слушание музыки»

5.Этап контроля и оценки умений

Игровое упражнение «Бусы»

Предлагаю ребенку его любимую игру «Бусы». (Когда ребенок обрадуется, улыбаюсь и радуюсь вместе с ним и демонстрирую смайлик-улыбку, произношу «Весело».

Игровое упражнение «Прощание»

- Арсений, помаши Лане Анатольевне До свидания! Возвращаемся в группу.

 

 

 

План-конспект индивидуального коррекционного занятия

по «Формированию навыков социального поведения»

с  Арсением А.

группа: средняя (4-5 лет) Дата: 17.10.2023 Тема: Одежда

Задачи:

- формировать умение понимать последовательность операций из двух действий, наполняющих определенное действие;

- формировать умение группировать парные предметы по цвету;

- развивать мелкую моторику;

- воспитывать бережное отношение к одежде.

Оборудование: контейнер с лентой, прищепки, наглядный материал «шарфы» и «шапки» разных цветов, одежда (куртка, кофта, платье).

 

Ход занятия

1.Организационный этап

- Арсений, здравствуй. Посмотри, что я принесла. Это сундук. Что же в нем? (одежда). Тема нашего сегодняшнего занятия «Одежда».

2.Этап формирования умений

 Игровое упражнение «Найди одежду»

- Возьми из сундука куртку, кофту, свитер, платье и повесь на вешалку (контроль выполнения задания и оказания посильной помощи)

3.Этап практикования умений

Игровое упражнение «Подбери пару»

- Посмотри перед тобой на столе лежат «шапки» и «шарфы» разного цвета. Возьми красную шапку и такого же цвета шарфик. Теперь посмотри, как нужно повесить на «веревочку». Делай так же.

-Молодец!

Физкультминутка «Поможем неряхе»

Ох, испачкалась одежда,

Мы ее не берегли,

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти

И в порядок привести.

В тазик воду наливаем,

Порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно протрем.

Постираем, прополощем,

Отожмем ее, встряхнём.

А потом легко и ловко

Все развесим на веревках.

А пока одежда сушится,

Мы попрыгаем, покружимся.

Игровое упражнение «Оденем Машу на прогулку»

- Давай поможем Маше собраться на прогулку. Сейчас у нас зима, поэтому возьмем теплые вещи. Покажи какие? (одевание по алгоритму, образец перед глазами)

4.Этап контроля и оценки умений

Игровое упражнение «Наведи порядок»

- Давай снимем с вешалок только зимнюю одежду и положим обратно в сундук. Сегодня мы с тобой молодцы, помогли Незнайке (показ Незнайки), повторили про одежду. Ты молодец! Получаешь наклейку.

 

 

 

 

План-конспект индивидуального коррекционного занятия

 по «Формированию навыков коммуникации

и взаимодействия»

с Арсением А.

группа: средняя (4-5 лет) Дата: 18.03.2024

Тема «Профессии»

Задачи:

- формировать умение сопровождать разговор действиями и словами, демонстрирующими заинтересованность (смотреть на собеседника, кивать);

- формировать умение завершать диалог с помощью стандартных слов («До свидания», «Я пойду»;

-  формировать умение соотносить предметы, необходимые для определенной профессии.

Материал и оборудование: картинка с изображением парикмахера, парикмахерской, лист бумаги, фломастеры, «Дерево достижений», зеркало, фартук, ножницы, расческа, черно- белое изображение парикмахера, цветные карандаши.

Ход занятия

1.Организационный этап

- Арсений, здравствуй. Посмотри на меня.

- Сегодня мы отправимся в парикмахерскую. Мы так поиграем.

2.Актуализация знаний и умений

Игровое упражнение «Дерево достижений»

- Давай подойдем к «Дереву достижений».

(Пособие представляет собой дерево с нарисованными листочками, на которых изображены фотографии детей. По результатам выполнения заданий каждый ребенок получает оценку своей деятельности или педагогом, или им самим. На «Дерево достижений» на соответствующий крючок крепится либо яблоко (выполнил самостоятельно, справился с заданием), либо цветок («Ты молодец! Но необходимо ещё постараться»)

- Покажи, где Арсений? Правильно — это ты. В конце занятия ты получишь яблоко или цветок.

3.Этап формирования умений

Игровое упражнение «Назови»

Перед ребенком на столе лежат картинки (фотографии) с изображением: парикмахерской, парикмахера, который стрижет ребенка, моет ему голову, причесывает.

- Смотри.  Это кто? Это парикмахер. Парикмахер — это человек, который стрижет, причесывает, моет волосы. (показываю фотографии парикмахера, который стрижет, моет волосы, делает прическу).  Что он делает? (стрижет) А здесь? (моет голову, причесывает).

- Правильно. Молодец!

- Парикмахеру для своей работы необходимы: ножницы, расческа. (показываю предметы и называю их).

-Парикмахеру для работы нужна специальная одежда – это фартук.

Посмотри, вот такой. 

Игровое упражнение «Раскрась»

- Сейчас раскрасим парикмахера.

4.Этап практикования умений

Сюжетно-ролевая игра «В парикмахерской»

- Сегодня я буду твоим парикмахером. А ты будешь Арсением. Смотри, это наша парикмахерская.

Диалог:

Парикмахер: Здравствуйте.

Ребенок: Здравствуйте.

Парикмахер: Присаживаетесь.

Ребенок: Спасибо

Парикмахер: Что будем делать?

Ребенок: Нужно подстричь волосы.

Парикмахер: Коротко?

Ребенок: Нет.

(Как будто подстригла волосы)

Парикмахер: Что еще будем делать?

Ребенок: Нужно расчесать волосы.

Парикмахер: Все. Посмотритесь в зеркало. Вам нравится?

Ребенок: Да, спасибо.

Парикмахер: До свидания!

Ребенок: До свидания!

Если ребенок в ходе игры затрудняется дать ответ, то даю образец и жду когда он повторит за мной.

5.Этап контроля и оценки умений

Игровое упражнение «Найди»

На столе лежат фотография парикмахера и фотографии предметов: расческа, ножницы, молоток, машинка, лопатка, фартук.

- Арсений, что необходимо парикмахеру для своей работы? (Вешаю на мольберт фотографию парикмахера). Ребенок подбирает нужные инструменты и вешает возле фотографии).

Игровое упражнение ««Дерево достижений»

- Ты сегодня хорошо занимался, поэтому ты получаешь яблоко.

 

 

 

План-конспект индивидуального коррекционного занятия по  «Формированию социального поведения» с Арсением А. Тема: В гостях у Буратино

Задачи:

- формировать нормы и правила взаимоотношений между людьми, представления о настольно-печатных играх; -развивать умение действовать по словесной инструкции, по очереди; -развивать умение устанавливать и удерживать контакт, вступать во взаимодействие с другим человеком; - развивать межполушарное взаимодействие с помощью тактильных мячиков. Оборудование:  зеркало,  предметная картинка «Буратино», дидактическая игра «Чей малыш», дидактическая игра «Цвета», тактильные мячики, балансир, предметные картинки с эмоциями, кристаллы.

Ход занятия

  1. Организационный момент (Привлечение внимания, настроить на предстоящую работу)
  • Знакомство с героем Буратино

          Здравствуй, Арсений! Я рада тебя видеть. Как твоё настроение? Покажи. Мы сегодня с тобой пойдем в гости к Буратино и будем вместе играть. Ты готов? Замечательно!

 

  • Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»

          (Развитие мелкой моторики пальцев рук; умения осуществлять действия в соответствии с текстом)

Этот пальчик - дедушка,  Этот пальчик - бабушка,  Этот пальчик - папочка,  Этот пальчик - мамочка,  Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья.

 

Игровое упражнение «Повтори эмоцию и настроение» с опорой на предметные картинки.

  • Игровое упражнение «Повтори эмоцию» (Развитие мимических мышц лица)

Улыбнись и потянись, удивись, не разозлись, посердись, порадуйся. Молодец!

  1. Основная часть

     Арсений ты молодец! Вот теперь мы готовы вместе поиграть. Вперед! Буратино подготовил для нас интересные игры, готов поиграть? Да.

  • Дидактическая игра «Чей малыш?»

(Развитие умение действовать по словесной инструкции, по очереди; умений называть и соотносить диких/ домашних животных с их детенышами)

           Арсений, Буратино предлагает нам сыграть в игру. Слушай внимательно, я буду класть на стол пазл родителей, а ты искать малыша. Будем делать по очереди. Ты готов?

Арсений: да.

          Замечательно.

  • Игра с тактильными мячиками «Ты мне, а я тебе»

(Развитие межполушарного взаимодействия)

          Арсений, подготовь свои руки: положи их на колени ладонями вверх. Передавай мячик в другую руку, а потом мне. Будь внимательным и не спеши!

  • Динамическая пауза «Балансир» (под счёт до пяти) (Снятие утомления, переключение внимания на другой вид деятельности)

Арсений, Буратино понравилось как ты играл и внимательно слушал  меня. А теперь немного отдохнем и постоим на балансире. Молодец!

  • Дидактическая игра «Цвета» (Развитие умение устанавливать контакт, действовать по очереди и словесной инструкции)

Будь внимательным, Арсений. Сначала я кладу пазл, а потом ты. Слушай меня внимательно. Ты готов?

Арсений: да.

Отлично, у нас получилось. Замечательно! Буратино рад, что ты поиграл в его игры и у тебя все получилось! Будет ждать с тобой ещё встреч и подготовит новые игры.

  1. Итоговая часть
  • Рефлексия «Выбери кристалл»

(Развивать умение адекватно давать оценку соей деятельности)

          Арсений, если тебе понравилось заниматься и играть с Буратино, то возьми желтый кристалл, а если не понравилось и было тяжело, то красный?    Ты отлично справился. Тебе понравилось занятие?

Арсений: да.

                                                                          

 

 

свернуть

План-конспект индивидуальных коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения с Артемом С. группа: старшая (5-6 лет)

План-конспект индивидуального коррекционного занятия

по формированию навыков социального поведения

с Артемом С.

группа: старшая (5-6 лет)

Дата:01.02.2022

Тема: Мир эмоций

Задачи:

- формировать умение различать мимические выражения грусти, недовольства, страха, удивления в реальной ситуации общения, на изображениях (иллюстрациях);

- развивать умение передавать в рисунке эмоциональное состояние (радость).

Оборудование: сюжетные карточки с названиями эмоций и чувств, портрет мальчика без глаз, носа, губ, цветные карандаши, два мешочка.

Ход занятия

1.Организационный этап

- Артем, здравствуй. Дай мне свои руки. Давай улыбнемся друг другу.

- Сегодня на занятии мы поговорим с тобой об эмоциях, какими они бывают и научимся их различать.

2.Этап формирования умений

Дидактическая игра «Угадай эмоцию»

- Глядя на человека мы можем определить его настроение.

- Я сейчас покажу тебе карточки с изображениями различных настроений, а ты попробуй угадать их и назвать. (Артем выполняет задание, помощь оказывается по мере необходимости)

- Молодец!

Дидактическая игра «Волшебные мешочки»

(Ребенок сидит за столом, ему раздаются карточки, на каждой из которых изображен ребенок с разным эмоциональным состоянием) предлагается сложить в первый волшебный мешочек все отрицательные эмоции: злость, гнев, обиду и пр. В мешочек можно даже покричать. После того, как Артем справился с заданием мешочек завязывается и прячется. Затем  ребенку предлагается второй мешочек, из которого он может  взять те положительные эмоции, которые захочет: радость, веселье, доброту и пр.

Динамическая пауза «Если весело живется» (под музыку)

«Если весело живется» - наклоны головой влево, вправо

«Делай так» - хлопают руками – 2 раза

«Если весело живется, мы друг другу улыбнемся» - руки на поясе, поднимаем плечи

«Делай так» - хлопают руками

«Если весело живется» - наклоны туловищем влево, вправо

«Пой «Ура!»» - руки поднимают вверх – 2 раза

«Если весело живется, мы друг другу улыбнемся» - упражнение «Пружинка»

«Пой «Ура!»» - руки поднимают вверх

«Если весело живется» - делают приседания

«Делай так» - топают ногами – 2 раза

«Если весело живется, мы друг другу улыбнемся» - упражнение «Пружинка»

«Делай так» - топают ногами

«Если весело живется» - прыжки на 2-х ногах

«Делай так» - хлопают руками – 2 раза

«Если весело живется, мы друг другу улыбнемся» - упражнение «Пружинка»

«Делай так» - топают ногами

«Если весело живется» - махи ногами в стороны, поочередно

«Делай так» - хлоп-хлоп, топ-топ, хлоп-хлоп, топ-топ – 2 раза

«Если весело живется, мы друг другу улыбнемся» - упражнение «Пружинка»

«Делай так» - хлоп-хлоп, топ-топ, хлоп-хлоп, топ-топ

Дыхательное упражнение «Мыльные пузыри»

3.Этап практикования умений

 Игра «Повтори фразу»

- Настроение человека можно определить по его голосу, интонации. Одну фразу можно произнести по-разному, с разной интонацией. Давай попробуем.

-  Мы сейчас поиграем в игру «Повтори фразу»

Послушай её внимательно.

Во саду - садочке

Выросла малинка.

- Сначала выучим ее: повторяй за мной. А теперь повторим эту фразу по-разному: с радостью, удивленно, злобно, грустно, со страхом. (Образец дает педагог, затем повторяет ребенок)

- Молодец!

4.Этап контроля и оценки умений

Игра «Море волнуется раз…»

(Игра проводится на ковре)

Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – эмоция радости (грусти, печали, удивления, гнева, злости, испуга, удовольствия) замри.

Понравилось тебе упражнение?

- Какие эмоции было приятнее изображать? Дидактическая игра «Портрет»

- Садись за стол (раздается портрет ребенка без глаз, носа, губ, бровей).

-Посмотри, на мальчика. Чего не хватает на его лице? Что нужно нарисовать? (Ответ ребенка).

- Давай нарисуем веселого мальчика. Как ты нарисуешь губы? (он будет улыбаться).

-Молодец! У тебя получилось нарисовать веселого мальчика, он очень красиво улыбается.

- На этом наше занятие закончено. О чем мы сегодня говорили? Что делали?

 

 

 

План-конспект индивидуального коррекционного занятия по  «Формированию социального поведения» с обучающимся группы интегрированного обучения и воспитания № 6 с Артемом С. Дата: 08.02.2024 Тема: «Домашние животные. Можно – нельзя»

Задачи: - формировать умение прекращать деятельность, услышав слово «нельзя», «стоп», продолжать деятельность при слове «можно» с помощью карточек PECS; - формировать навык слежения за перемещением предмета в пространстве; - развивать умение устанавливать и удерживать контакт, вступать во взаимодействие с другим человеком. - развивать мелкую моторику рук. Оборудование: зеркало, картинки с артикуляционными упражнениями, сухой бассейн, фигуры животных домашних и диких, изображения животных, мешочек, разрезная картинка, карточки PECS.

Ход занятия

  1. Организационный момент (Привлечение внимания, настроить на предстоящую работу)

          Здравствуй, Артем! Я рада тебя видеть. Как твоё настроение?

Артем: хорошее

          Отлично,  а теперь предлагаю размять язычок.

 

  • Артикуляционная гимнастика (развитие, укрепление мышц язык; умения удерживать положение языка в заданной позиции)

«Чистим зубки»

Артем, давай с тобой вместе почистим зубы язычком.

Артем: хорошо.

          «Горка»

Артем ты отлично почистил зубки! А сейчас давай покатаем наш язычок на горке.

«Улыбка-Хоботок»

А сейчас вытянем наши губки вперед, а потом резко улыбнемся широко-широко. Умничка! Язычок мы размяли, теперь можем приступать к занятию.

  1. Основная часть

Артем, сегодня мы с тобой поиграем с животными, а чтобы узнать с какими животными тебе нужно будет найти и достать их из сухого бассейна.

  • «Найдём животных в сухом бассейне»

(Развитие мелкой моторики рук, умения прекращать деятельность,  услышав слово «нельзя», «стоп», продолжать деятельность при слове «можно»)

          Артем, с фасолью играть нельзя и разбрасывать тоже нельзя. Нам нужно найти животных и назвать их. Ты готов?

Артем: Да.

Приступай!

  • Игровое упражнение «Кто как голос подаёт?»

(Развитие умения осуществлять звукоподражание, действовать по словесной инструкции, умение ждать)

          Артем, давай попробуем повторить: кто как голос подает. Слушай меня!

  • Физкультминутка «Домашние животные» (Снятие утомления, переключение внимания на другой вид деятельности, снятие мышечного напряжения)

Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря!                    (Шагаем.) Пролетел веселый жук,  Ж-ж-ж!          (Машем руками-крыльями.) Гуси шеи выгибают,    Га-га-га!              (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют.          (Повороты туловища влево-вправо.) Ветер ветки раскачал?                   (Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал,  Р-р-р!        (Руки на поясе, наклонились вперед ) Зашептал в воде камыш,  Ш-ш-ш!     (Подняли вверх руки, потянулись.) И опять настала тишь, Ш-ш-ш.               (Присели.)

  • Игровое упражнение «Волшебный мешочек»

(Развитие умение тактильно, на ощупь узнавать животных)

          Артем, пока мы с тобой разминались, то животные спрятались, давай попробуем найти их в мешочке с помощью рук, только не подсматривай. Молодец! Ты нашёл всех животных!

  • Игровое упражнение «Кто здесь лишний»

(Развитие внимательности, умения классифицировать)

Артем, посмотри внимательно перед тобой животные. Одно животное здесь лишнее, найди его. Почему ты так думаешь?

Артем: лишний волк, потому что это дикое животное. Лишний медведь, дикое животное.

  1. Итог занятия
  • Дидактическая игра «Собери картинку» (Развивать представление о целостности, внимательность)

          Артем, ты отлично слушал задания и справился. Теперь давай попробуем собрать картинку. Ты готов?

Артем: да.

          Артем, тебе понравилось играть с животными и находить их?

Артем: мне понравилось занятие.

До новых встреч!

Артем: до свидания.

 

 

 

                                                                          

 

свернуть

План-конспект индивидуальных коррекционных занятий по «Формированию навыков социального поведения» с Александром П. (интеллектуальная недостаточность, РАС) группа: средняя (6-7 лет)

План-конспект индивидуального коррекционного занятия

 по «Формированию навыков

социального поведения»

с Александром П. (интеллектуальная недостаточность, РАС)

группа: средняя (6-7 лет) Дата: 14.11.2023

Тема: Семья

Задачи: - формировать умение откликаться на собственное имя; - формировать умение узнавать себя на фотографии; - формировать умение адекватно реагировать на телесный контакт; - закреплять умение узнавать и различать родителей (мама, папа). Материал и оборудование: фотографии родителей, лист бумаги, мячики-вкладыши, визуальное расписание.

 

Ход занятия

 1.Организационный этап

-Саша, здравствуй. Дай мне свои ручки. Чьи это ручки? Мои ручки (отвечаю за ребенка).

- Садись за стол.

2.Актуализация знаний и умений

Игровое упражнение «Мама и папа»

- Саша, посмотри на фотографию. Это мама. (педагог показывает фотографию мамы и проговаривает «мама»).

- Дотронься пальчиком до мамы. Делай как я. (Если ребенок сам не выполняет, то помогает воспитатель индивидуального сопровождения). Задание выполняется до того момента пока ребенок сам не дотронется до фотографии. 

Затем убираю фотографию мамы.

- Посмотри на фотографию. Это папа. (педагог указывает на фотографию и проговаривает «папа)

- Дотронься пальчиком до папы. Делай как я. (Если ребенок сам не выполняет, то помогает воспитатель индивидуального сопровождения). Задание выполняется до того момента пока ребенок сам не дотронется до фотографии. 

- Молодец! (хлопаем в ладоши)

3.Этап формирования умений

Игровое упражнение «Я»

- Посмотри, кто это? Это Саша. Покажи пальчиком, где Саша. Вот Саша (указываем на фотографию и на самого Сашу).

Игровое упражнение «Спрячь»

- Спрячь маму, папу, Сашу.

- Иди поиграй.

Дидактическое упражнение «Мячики»

Беру любимую Сашину игру (мячики-вкладыши) и подхожу к нему, когда он не обращает на меня внимание. Спокойным голосом произношу его имя. Если он не отзывается, то повторяю его имя и одновременно дотрагиваюсь до его плеча. Когда Саша повернулся, отдаю ему игру.

4.Этап практикования умений

Игровое упражнение «Спрячь»

- Саша, садись. Покажи, где Саша? Спрячь Сашу.

Динамическая пауза «Кто живёт у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре                      (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире?         (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять             (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать                  (шагаем на месте)

Папа, мама, я, сестра                    (хлопаем в ладоши)

Вот и вся моя семья.                     (хлопаем в ладоши)

(Педагог показывает упражнения, а Саша совместно с воспитателем индивидуального сопровождения повторяет за педагогом).

- Молодец! (глажу по голове)

5.Этап контроля и оценки умений

Подведение итогов.

 

 

 

План-конспект индивидуального коррекционного занятия

 по «Формированию навыков

социального поведения»

с Александром П. (интеллектуальная недостаточность, РАС)

группа: старшая (7-8 лет) Дата: 28.11.2023

Тема: Семья

Задачи:

- продолжать формировать умение откликаться на собственное имя;

- продолжать формировать умение адекватно реагировать на телесный контакт;

- формировать умение узнавать себя в зеркале.

Материал и оборудование: зеркало, фотография Саши, мячики-вкладыши.

 

Ход занятия

 1.Организационный этап

-Саша, здравствуй. Дай мне свои ручки. Чьи это ручки? Мои ручки (отвечаю за ребенка).

- Садись за стол.

2.Актуализация знаний и умений

Игровое упражнение «Я»

- Посмотри, кто это? Это Саша. Покажи пальчиком, где Саша. Вот Саша (указываем на фотографию и на самого Сашу).

Дидактическое упражнение «Мячики»

Беру любимую Сашину игру (мячики-вкладыши) и подхожу к нему, когда он не обращает на меня внимание. Спокойным голосом произношу его имя. Если он не отзывается, то повторяю его имя и одновременно дотрагиваюсь до его плеча. Когда Саша повернулся, отдаю ему игру.

3.Этап формирования умений

Игровое упражнение «Посмотри»

- Саша, посмотри, это Саша (показываю в зеркало и дотрагиваюсь до Саши)

Убираю зеркало.

4.Этап практикования умений

Динамическая пауза «Кто живёт у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре                      (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире?         (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять             (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать                  (шагаем на месте)

Папа, мама, я, сестра                    (хлопаем в ладоши)

Вот и вся моя семья.                     (хлопаем в ладоши)

(Педагог показывает упражнения, а Саша совместно с воспитателем индивидуального сопровождения повторяет за педагогом).

- Молодец! (глажу по голове)

Игровое упражнение «Посмотри»

- Саша, посмотри, это Саша (показываю в зеркало и дотрагиваюсь до Саши)

Убираю зеркало.

5.Этап контроля и оценки умений

Игровое упражнение «Я»

- Посмотри, кто это? Это Саша. Покажи пальчиком, где Саша. Вот Саша (указываем на фотографию и на самого Сашу).

- Молодец! Пойдем в группу.

 

 

 

 

План-конспект индивидуального коррекционного занятия

по «Формированию навыков социального поведения»

с  Александром П.

группа: средняя (4-5 лет) Дата: 19.12.2023 Тема: «Указательные жесты»

Задачи:

- формировать умение понимать значение указательных жестов;

- формировать умение устанавливать и удерживать непродолжительный прямой контакт глаз;

- продолжать развивать понимание простых словесных инструкций.

Оборудование: мяч, яблоко, доска, визуальное расписание, тактильные дорожки.

Ход занятия

1.Организационный этап

- Саша, здравствуй. Посмотри на меня. Помаши ручкой, как я.

-Молодец!

2.Этап формирования умений

Игровое упражнение «Возьми»

- Саша, смотри это мяч (указываю пальцем). Жду поворота головы и непродолжительного зрительного контакта на мяч.

Обращаюсь к воспитателю индивидуального сопровождения и говорю ей: «Возьми мяч». Далее воспитатель индивидуального сопровождения говорит Саше:

- Саша, возьми мяч. (когда ребенок взял мяч говорю ему: положи мяч в корзину)

Потом обращаюсь к воспитателю индивидуального сопровождения и говорю ей: «Возьми мяч» (берет из корзины, через непродолжительное время возвращает в корзину). Далее идет инструкция для Саши.

- Саша, возьми мяч (показываю пальцем на мяч)

Если ребенок не выполняет действие, то его руками это делает воспитатель индивидуального сопровождения. Действия выполняется до того момента пока ребенок сам не возьмет мяч.

Динамическая пауза «Беговая дорожка»

3.Этап практикования умений

Игровое упражнение «Возьми»

- Саша, смотри это яблоко (указываю пальцем) Возьми яблоко. (Если ребенок не выполняет действие, то его руками это делает воспитатель индивидуального сопровождения). Дай мне яблоко.

4.Этап контроля и оценки умений

Игровое упражнение «Возьми»

 - Саша, смотри это мяч (указываю пальцем). Жду поворота головы и непродолжительного зрительного контакта на мяч.

Обращаюсь к воспитателю индивидуального сопровождения и говорю ей: «Возьми мяч». Далее воспитатель индивидуального сопровождения говорит Саше:

- Саша, возьми мяч. (когда ребенок взял мяч говорю ему: положи мяч в корзину)

Потом обращаюсь к воспитателю индивидуального сопровождения и говорю ей: «Возьми мяч» (берет из корзины, через непродолжительное время возвращает в корзину). Далее идет инструкция для Саши.

- Саша, возьми мяч (показываю пальцем на мяч)

Если ребенок не выполняет действие, то его руками это делает воспитатель индивидуального сопровождения. Действия выполняется до того момента пока ребенок сам не возьмет мяч.

 

 

 

План-конспект индивидуального

коррекционного занятия

по «Формированию навыков социального поведения»

с  Александром П.

группа: старшая (7-8лет) Дата: 18.01.2023 Тема: «Указательные жесты»

Задачи:

-продолжать формировать умение понимать значение указательных жестов;

-продолжать формировать умение устанавливать и удерживать непродолжительный прямой контакт глаз;

- продолжать развивать понимание простых словесных инструкций.

Материал и оборудование: мяч, яблоко, корзинка, доска, картинки.

Ход занятия

1.Организационный этап

- Саша, здравствуй. Посмотри на меня. Помаши ручкой, как я.

-Молодец!

2.Актуализация знаний и умений

Игровое упражнение «Возьми»

- Саша, смотри это мяч (указываю пальцем). Жду поворота головы и непродолжительного зрительного контакта на мяч.

Обращаюсь к воспитателю индивидуального сопровождения и говорю ей: «Возьми мяч». Далее воспитатель индивидуального сопровождения говорит Саше:

- Саша, возьми мяч. (когда ребенок взял мяч говорю ему: положи мяч в корзину)

Потом обращаюсь к воспитателю индивидуального сопровождения и говорю ей: «Возьми мяч» (берет из корзины, через непродолжительное время возвращает в корзину). Далее идет инструкция для Саши.

- Саша, возьми мяч (показываю пальцем на мяч)

Если ребенок не выполняет действие, то его руками это делает воспитатель индивидуального сопровождения. Действия выполняется до того момента пока ребенок сам не возьмет мяч.

Игровое упражнение «Возьми»

- Саша, смотри это яблоко (указываю пальцем) Возьми яблоко. (Если ребенок не выполняет действие, то его руками это делает воспитатель индивидуального сопровождения). Дай мне яблоко.

3.Этап формирования умений

Игровое упражнение «Уши, носик, лобик»

- Саша, посмотри на меня. Это нос (указываю пальцем на свой нос, а тем на Сашин) Покажи, где нос? (помогают воспитатель индивидуального сопровождения).

- Саша, посмотри на меня. Это ухо (указываю пальцем на свое ухо, а затем на Сашино)

- Саша, посмотри на меня. Это лоб (указываю пальцем на свой лоб, а затем на Сашин). Жду, когда он сам покажет. 

- Молодец!

Динамическая пауза «Делай как я»

4.Этап практикования умений

Игровое упражнение «Покажи»

На столе перед ребенком сидит кукла.

- Саша, посмотри, это кукла (указываю пальцем).

- Покажи носик, лобик, ухо.

Если ребенок не выполняет задание. То его руками делает воспитатель индивидуального сопровождения.

5.Этап контроля и оценки умений

- Саша, посмотри на меня. Кукла уходит, давай скажем пока, помаши ручкой.

 

 

 

 

свернуть

Акция "Зажги синим"

Консультация на тему: «ЧТО ТАКОЕ СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ»

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

«Детский сад № 16 г. Солигорска»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация на тему:

«ЧТО ТАКОЕ СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Учитель-дефектолог

Кашкар Алина Витальевна

 

 

 

«ЧТО ТАКОЕ СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ»

 

          Восприятие и мышление ребенка-дошкольника развивается на основе взаимодействия с миром, который его окружает, в процессе разнообразных движений: он поворачивает голову в сторону звуков, протягивает руки к привлекающим его объектам, выполняет операции с предметами. Очень важно обеспечить ребенку-дошкольнику полноценное сенсомоторное развитие- и таким образом заложить фундамент для его адаптации и социализации в обществе.           Сенсорная интеграция – это процесс координации сигналов, поступающих в мозг от органов чувств, обеспечивающий адаптацию и продуктивное взаимодействие человека с окружающей средой, в которой он находится. Разнообразная информация складывается в единую картину мира и дает адекватное представление о себе самом в этом мире. Поэтому сенсорная интеграции чрезвычайна важна в развитии ребенка.

Нарушение  сенсорной интеграции: мозг не обрабатывает и не упорядочивает потоки сенсорных импульсов, и в результате человек не получает точную информацию о себе и окружающем мире. Некорректная обработка сенсорных сигналов сказывается также на поведении и обучении; человек, как правило, чувствует, что с ним что-то не так, и не может справиться с простыми задачами и стрессом. Некорректная обработка сенсорных сигналов сказывается и на поведении.

Симптомы нарушения сенсорной интеграции

  1. Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша) ; избегание занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; неправильный захват карандаша; сверхчувствительность к звукам, к свету; трудности в обучении письму и чтению; трудности с пониманием и выполнением инструкций;  избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми; затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов; трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься; низкий порог толерантности к близости другого лица.
  2. Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности.
  3. Расстройства мышечного тонуса.
  4. Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики).
  5. Двигательная неуклюжесть.
  6. Трудности в концентрации, импульсивность.
  7. Быстрая утомляемость. 
  8. Отказ от социальных контактов.
  9. Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении.
  10. Слабая организация поведения, отсутствие планирования.

 

Как родителям можно помочь ребенку в развитии сенсорно-перцептивных способностей?

Занятия по сенсорно-интеграционной в терапии проводятся в игровой форме. Помните, что игру в основном направляет внутреннее стремление ребенка. Принуждение здесь чревато потерями. Просто организуйте подходящую обстановку и покажите ребенку, как выполнять какое действие, пока он сам не справится. Не объясняйте логически, покажите на практике! Подбадривайте ребенка, чтобы он почувствовал свои силы, подчеркивайте положительное и пропускайте отрицательное. Фантазия и воображение поддержат в нем интерес, не дадут оставить попытки: горка песка может превратиться в огромную пустыню, выкапывание ямки – в поиск сокровищ. Дайте волю и своему воображению – и ребенок получит от игры еще больше пользы и удовольствия. Старайтесь не подрывать веру ребенка в свои силы, заставляя его делать то, что он пока делать не может. Иначе игра утратит смысл. Родители нередко предлагают ребенку с нарушением сенсорной интеграции слишком сложные для него игры.

 Примеры игрушек

  1. Пустая пластиковая бутылка от напитка. Наполните ее разноцвет­ными бусинами, стеклянными шариками, чем угодно, что будет создавать приятный шум, когда ваш малыш начнет двигать ею и поднимать её. Это хорошее занятие для развития ранних навыков двусторонней координации рук, так как бутылку приходится брать двумя руками.
  2. Пластиковая «пузырчатая» обёрточная бумага. Это материал, в ко­торый упаковывают многие хрупкие предметы и электронику. Его можно использовать для развития разных видов чувственного опы­та или силы пальцев при попытке нажать на пузырь так, чтобы тот лопнул. 
  3. Пластиковые коробочки от киндер-сюрпризов. Их можно открывать и закрывать; их можно трясти, наполнив рисом (крышки вполне надёжны); эти коробочки можно использовать даже для иг­ры в сопоставление звуков (наполните каждые две коробочки ри­сом, фасолью, рисовыми хлопьями и разными другими сухими ве­ществами, чтобы получить по-разному звучащие контейнеры, к каждому из которых ваш малыш может подбирать пару).
  4. Картонные коробки. Используются как табуретки, подставки под ноги или «столики» для детей, играющих на полу (вырежьте им по­лукруг для ног). Это поможет в игре ребёнку, который только начи­нает самостоятельно сидеть.
  5. Коробки для обуви. Их можно использовать для строительства как большие кубики.
  6. Пуговицы. Их можно использовать, чтобы научиться брать и отпу­скать маленькие предметы; пуговицы также используются в раз­ных видах детского творчества.

          Многие другие предметы из нашего обихода, если к ним применить немного фантазии и смекалки, можно использовать в качестве забавных игрушек, и вам не придется тратить деньги. Широкие полоски ковровой, шелковой, шерстяной, пушистой ткани, наклеенные на банки, помогут ребенку развить тактильную чувствительность. На каждую банку наклеивайте не более трех разных полосок. Играя с банками, ребенок научится различать материалы на ощупь. Можно также связать или сшить отрезки из разных тканей в ленту, а затем дать ребенку разрозненные куски тех же тканей и предложить подобрать пару к каждому отрезку на ленте.

Игры и упражнения для сенсорной интеграции

 Игры с пластилином, глиной, тестом, специальной пеной, и т.д.

          Детям очень нравится играть с пластилином и другими пластичными массами, что очень полезно для малышей с тактильными проблемами. В настоящее время есть огромный выбор пластилинов; вы можете, купить готовый, изготовить его дома, существует как ароматизированный пластилин, так и без запаха. Вы можете замесить с малышом тесто по специальному рецепту, что, несомненно, доставит ему много радости и обогатит его тактильный опыт. Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ваш малыш отказывается играть с пластилином и подобными массами, вам тем более необходимо увлечь малыша такой игрой.

Игры с водой и песком

          Игры с водой и песком – это веселье, которое, кроме того, дает ребенку тактильную стимуляцию. Вы ограничены только вашей фантазией. Запаситесь полотенцами и затевайте игры с водой, песком, рисом, пеной для бритья и любыми другими вещами, которые есть под рукой. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте, как она звучит. Прячьте маленькие игрушки в песке или пшене и попросите малыша найти их. Кстати, игры с песком (ваш малыш может рыть тоннели, строить замки) также очень полезен для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами.

Вестибулярные движения

          Детям необходимо двигаться! Для некоторых малышей – это страшно, а некоторые просто не могут остановиться. Вам следует установить, есть ли у вашего ребенка нарушения, связанные с вестибулярным аппаратом, или проприоцептивные проблемы. Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии. Ниже несколько предложения для получения ребенком подобного опыта:

  • крытые батуты;
  • водные трамплины (бассейн или озеро);
  • качели;
  • раскачивающиеся игрушки;
  • самокаты;
  • скейты;
  • ролики;
  • шведская стенка;
  • большие терапевтические мячи.

Игры с туннелями и палатками

          И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции, и как всегда главное – проявить фантазию. Ниже представлены некоторые советы.

  • Используйте тоннели для развития крупной и билатеральной моторики.
  • Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.
  • Обогатите тактильный опыт ребенка, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие.
  • Вы можете немного потрясти тоннель (настоящее землетрясение!), когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.
  • Используйте палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами, малыш может даже подремать в таком уютном месте, отдохнуть или почитать (вы можете положить там мягкие подушки, одеяла, наушники с приятной музыкой, лава-лампы, ночники, чтобы создать расслабляющую атмосферу).

 

 

свернуть

Консультация на тему: «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗНАНИЙ ОБ АУТИЗМЕ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

«Детский сад № 16 г. Солигорска»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация на тему:

 «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗНАНИЙ

 ОБ АУТИЗМЕ»

 

 

 

 

 

Подготовила:

Учитель-дефектолог

Кашкар Алина Витальевна

 

 

 

 

 

 

Солигорск, 2024

 

 «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗНАНИЙ ОБ АУТИЗМЕ»

Аутизм — это психическое расстройство, сопровождающееся нарушением коммуникации с внешним миром. Поскольку существует несколько вариантов этого заболевания, то чаще всего используется термин – расстройство аутистического спектра.

Причины развития аутизма

Исследования по аутизму проводились еще с 18 века, однако как клиническая единица детский аутизм был выделен психологом Каннером лишь в 1943 году. Годом позже австралийским психотерапевтом Аспергером была опубликована научная работа на тему аутистической психопатии у детей. Позднее в честь этого ученого был назван синдром, который относится к расстройствам аутистического спектра. Оба ученых уже тогда определили, что у таких детей главной характеристикой являлись проблемы социальной адаптации. Однако согласно Каннеру аутизм является врожденным дефектом, а по Аспергеру конституциональным. Также ученые выделили другие характеристики аутизма, такие как навязчивое стремление к порядку, необычные интересы, изолированное поведение и избегание социальной жизни. Несмотря на многочисленные исследования в этой области, точную причину аутизма не удалось выяснить до сих пор. Существует много теорий, которые рассматривают биологические, социальные, иммунологические и другие причины аутизма.

Развитие аутизма

Развитие аутизма у каждого ребенка происходит по-разному. Даже у близнецов течение заболевания может быть очень индивидуальным. Тем не менее, клиницисты выделяют несколько вариантов течения расстройств аутистического спектра.

Вариантами развития аутизма являются:

Злокачественное развитие аутизма – характеризуется тем, что симптомы появляются еще в раннем детском возрасте. Клиническая картина характеризуется быстрым и ранним распадом психических функций. Степень социальной дезинтеграции с возрастом возрастает, и некоторые расстройства аутистического спектра могут переходить в шизофрению.

Волнообразное течение аутизма – характеризуются периодическими обострениями, которые нередко носят сезонный характер. Выраженность этих обострений может быть каждый раз различной.

Регредиентное течение аутизма – характеризуется постепенным улучшением симптомов. Несмотря на бурное начало заболевания, симптомы аутизма постепенно регрессируют. Тем не менее, признаки психического дизонтогенеза сохраняются.

Прогноз при аутизме также очень индивидуален. Он зависит от возраста, когда дебютировало заболевание, степени распада психических функций и других факторов.

Факторами, влияющими на течение аутизма, являются:

  • развитие речи до 6 лет является признаком благоприятного течения аутизма;
  • посещение специальных образовательных учреждений является благоприятным фактором и играет важную роль в адаптации ребенка;
  • освоение «ремесла» позволяет в будущем реализовать себя в профессиональном плане - по данным исследований каждый пятый ребенок-аутист способен освоить профессию, но не делает этого;
  • посещение логопедических занятий или детсадов с логопедическим профилем положительно сказывается на дальнейшем развитии ребенка, ведь по статистике половина взрослых с аутизмом не говорят.

Симптомы аутизма

Клиническая картина аутизма очень разнообразна. В основном ее определяют такие параметры как неравномерное созревание психической, эмоционально-волевой и речевой сферы, стойкие стереотипы, отсутствие реакции на обращение. Дети с аутизмом отличаются своим поведением, речью, интеллектом, а также своим отношением к окружающему миру.

Симптомами при аутизме являются:

  • патология речи;
  • особенности развития интеллекта;
  • патология поведения;
  • гиперактивный синдром;
  • нарушения в эмоциональной сфере.

Речь при аутизме

Особенности речевого развития отмечаются в 70 процентах случаев аутизма. Нередко отсутствие речи является первым симптомом, по поводу которого родители обращаются к дефектологам и логопедам. Первые слова в среднем появляются к 12 – 18 месяцам, а первые фразы (но не предложения) к 20 – 22 месяцам. Однако появление первых слов может запаздывать и до 3 – 4 лет. Даже если словарный запас ребенка к 2 – 3 годам и соответствует норме, на себя обращает внимание тот факт, что дети не задают вопросов (что характерно для маленьких детей), не говорят о себе. Обычно дети напевают или бормочут что-то невнятное. Очень часто ребенок прекращает говорить уже после того, как речь сформировалась. Несмотря на то, что словарный запас ребенка с возрастом может обогащаться, речь редко используется для общения. Дети могут вести диалоги, монологи, декларировать стихи, но не используют слова для коммуникации.

Характеристиками речи у детей-аутистов являются:

  • эхолалии – повторения; шепотная или, наоборот, громкая речь;
  • метафорический язык;
  • игра слов;
  • неологизмы;
  • необычная интонация; перестановка местоимений;
  • нарушение мимической экспрессии;
  • отсутствие реакции на речь других.

 

Характеристиками поведения детей с аутизмом являются:

  • аутоагрессия и гетероагрессия;
  • приверженность к постоянству;
  • стереотипии – двигательные, сенсорные, вокальные;
  • ритуалы.

Нарушения в эмоциональной сфере при аутизме

Уже с первых лет жизни у детей отмечаются расстройства эмоциональной сферы. Они характеризуются неспособностью идентифицировать собственные эмоции и понимать чужие. Дети-аутисты не могут сопереживать или радоваться чему-то, также они с трудом проявляют собственные чувства. Даже если ребенок выучивает название эмоций по картинкам, то он не способен впоследствии применить свои знания в жизни. Отсутствие эмоционального отклика во многом обусловлено социальной изолированностью ребенка. Поскольку невозможно пережить эмоциональный опыт в жизни, то и невозможно дальнейшее осмысление этих эмоций ребенком. Расстройства эмоциональной сферы также выражаются в отсутствии восприятия окружающего мира. Так, ребенку трудно представить себе свою комнату, даже зная наизусть все предметы, которые в ней находятся. Не имея представления о собственной комнате, ребенок также не может себе представить внутренний мир другого человека.

Особенности развития детей с аутизмом

Особенности годовалого ребенка часто проявляются в задержке развития навыков ползания, сидения, вставания, первых шагов. Когда же ребенок начинает делать первые шаги, родители отмечают некоторые особенности - ребенок часто застывает, ходит или бегает на цыпочках с расставленными руками («бабочка»). Походка отличается некой деревянностью (ноги как будто не сгибаются), порывистостью и импульсивностью. Нередко дети неуклюже и мешковаты, однако, также может наблюдаться и грациозность. Также запаздывает усвоение жестов - практически нет указательного жеста, трудности в приветствии-прощании, утверждении-отрицании. Мимика детей с аутизмом отличается малоподвижность и бедностью. Нередко встречаются серьезные лица, с прорисованными чертами («лицо принца» по Каннеру).

К основным видам аутизма, которые обозначены в Международной классификации болезней, относятся:

  • ранний детский аутизм;
  • атипичный аутизм;
  • синдром Ретта;
  • синдром Аспергера.
  • Остальные виды аутизма, которые встречаются достаточно редко, относятся к рубрике «другие виды аутистических расстройств».

Аутизм у взрослых

Симптоматика аутизма с возрастом не ослабевает и качество жизни человека с таким заболеванием зависит от уровня его навыков. Сложности с социальной адаптацией и другие характерные для этой болезни признаки провоцируют большие трудности во всех аспектах взрослой жизни аутиста.

Социальные сообщества

Многие взрослые аутисты придерживаются мнения о том, что аутизм – это не болезнь, а уникальная жизненная концепция и поэтому не требует лечения. Для защиты своих прав и улучшения качества жизни аутисты объединяются в различные социальные группы. В 1996 году было сформировано сетевое сообщество, которое называлось НЖАС (Независимая жизнь в аутическом спектре).

свернуть